Костюм:
1. Рубахи:
В связи с отсутствием находок и иных археологических источников на представленный период в регионе верхнего поднепровья, для раскроя рубах используются заимствования:
рубаха из погребения 5 века из Эвбю;
фрагменты из Бирки (10 век), дающие представление об общих на тот момент конструктивных особенностях;
находки из гавани Хедебю (10 век)
http://slav-sokol.flybb.ru/topic97.html
• материал - лен, шов ручной. Небеленая
• материал – лен, шов руной. Цвет светлозеленый, окрас ручной (красители - мелисса)
• материал – сукно, шов ручной. Цвет зеленый, окрас фабричный (натуральные красители – мелисса, мята)
• материал – шерсть, шов ручной. Цвет болотнозеленый, окрас фабричный (натуральные красители – мелисса, крапива)
2. Порты, шаровары:
За основу взята статья-подборка. Автор подборки Варг.
http://slav-sokol.flybb.ru/topic249.html
В качестве обоснования использования шаровар – рунический камень из готанда. За основу покроя используется та же статья-подборка, то и для портов.
• порты, материал – лен, шов ручной. Небеленые
• шаровары, материал – лен, шов ручной. Цвет светлопесочный, окрас ручной (натуральные красители – мята, сода)
• порты, материал – сукно, шов ручной. Цвет коричневый, окрас фабричный (натуральные красители – кора дуба, конский щавель)
• шаровары, материал – шерсть, шов ручной. Цвет коричневы, окрас фабричный (натуральные красители – кора дуба, конский щавель)
3. Плащи:
За основу взята статья Браги Хольмгардсгоди "Плащи раннего средневековья"
http://slav-sokol.flybb.ru/topic22.html
А также выдержка из исследования М.Г.Рабиновича "Очерки материальной культуры русского феодального города" Москва, изд.Наука 1988г.:
«Простейшей верхней одеждой, в которой выходили из дому, у русских, как, пожалуй, и у всех народов мира, была плащевидная – накидываемые на плечи куски ткани или меха без рукавов. В древности плащевидная одежда отличалась разнообразием и применялась всеми слоями населения. Но каждому сословию были присущи свои формы плащей, различные по покрою и материалу.
• Материал – сукно, шов ручной. Цвета – коричневый, зеленый. Окрас фабричный (натуральные красители – кора дуба; мелисса, мята)
4. Головные уборы:
За основу взята Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве: Семья Ярослава Мудрого. 1040-е — начало 1050-х гг
http://slav-sokol.flybb.ru/topic321.html
• Материалы: верх – сукно, подкладка – лен, мех - лиса. Цвет сукна – болотнозеленый, лен – небеленый. Окрас фабричный (натуральные красители – мелисса, мята)
5. Носки, ноговицы:
В качестве основания используются:
«Древнейшее название мужских штанов, по-видимому, гачи, но было и другое – ноговицы, которое могло означать как штаны в целом, так и наголенники. Его упоминает цитированное нами выше письмо митрополита Киприана (1378 г.) о том, что его слуг ограбили княжеские слуги «и до ногавиц, и сапогов и киверов не оставили на них». Позднее встречается и название «штаны», а общее название одежды «порты» постепенно приобретает, как мы уже говорили, и более узкий смысл – штаны, портки (М.Г.Рабиновича "Очерки материальной культуры русского феодального города" Москва, изд.Наука 1988г.). »
«Возможно, что на нижнюю часть ног уже в X—XIII вв. надевали наголенники — ноговицы (Срезневский, II, стб. 462). Во всяком случае, арабский путешественник Ибн-Фадлан отметил какие-то гетры в одежде знатного славянина, погребенного в Булгаре в X в. (Ибн-Фадлан, с. 81). Но, по-видимому, как и позже, ноговицы были принадлежностью одежды богатого человека. Крестьяне же и бедные горожане накручивали на голень и стопу поверх штанов онучи — длинные узкие полосы материи вроде позднейших обмоток. Онучи и копытца — шерстяные носки (Патерик, с. 26) — носили на голую ногу также женщины.» (Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986)
• Ноговицы, материал – лен, шов ручной. Небеленые.
• Ноговицы, материал – сукно, шов ручной. Цвет – коричневый. Окрас фабричный (натуральные красители – кора дуба)
• Шерстяные гольфы, материал – шерсть, вязка в одну нить иглой (стиль Осло)
6. Обувь:
• Ладога, тип I.
"Оятева Е.И. Обувь и другие кожаные изделия Земляного городища Старой Ладоги//Археологический сборник Государственного Эрмитажа, вып. 7, 1965"
http://s61.radikal.ru/i173/0904/eb/3da26b7418ed.jpg
7. Пояс, поясные сумки, ташки:
• Пояс из кургана Гнездово ц-160 (стилизация)
• Ташка из кургана Гнездово ц-160 (стилизация)
Основаны на исследовании В.В.Мурашевой «Реконструкция облика древнерусского наборного пояса X-XIвв.»
Великолепный наборный пояс был найден в кургане Ц-160 (раскопки Д.А.Авдусина, Т.А.Пушкиной, 1990 г.). Почти полностью сохранился кожаный ремень; его длина около 168 см, ширина 1,7—2 см. Судя по расположению остатков ремня, он опоясывал туловище (костяк почти не сохранился), а один конец свисал вниз (рис. 3, а, б).
Пояс украшен 66 бляшками трех видов: на свободном конце и на части, прилегающей к нему, укреплены 34 сердцевидные, удлиненные бляшки с фигурным краем и геометрическим орнаментом (рис. 4, 4). На остальной части ремня — широкие сердцевидные бляшки, укрепленные острым концом вверх. Среди них 29 украшены трилистником (рис. 4, 3) и три -с элементами геометрического орнамента (рис. 4, 2). Две из трех бляшек с геометрическим орнаментом примыкают к узким сердцевидным, "открывая" ряд широких бляшек, а третья "разрывает" череду накладок с трилистником ближе к концу пояса, завершающемуся пряжкой (рис. 4, Г). Свисающая часть пояса оканчивается ременным наконечником с растительным орнаментом (рис. 4, 5). Пряжка расположена не по центру, а ближе к правому боку. Отдельный фрагмент узкого ремешка (ширина около 1 см) расположен у задней части пояса, ближе к левой стороне, он украшен небольшой бляшкой (рис. 4, 7) и миниатюрным поясным наконечником (рис. 4, 6). Очевидно, это остатки дополнительного внутреннего ремешка, застегивающего пояс. Видимо, ремешок был достаточно длинным (об этом свидетельствует расположение маленького наконечника далеко от пряжки) и мог быть перекинутым через основной ремень. Так же, как и внутренний ремешок пояса из Тимерева, он украшен металлическими накладками, отличающими его от классического венгерского пояса. Повторяемость этой детали позволяет говорить о древнерусской разновидности венгерского пояса.
С правой стороны погребенного расположены 1п зНи металлические накладки от сумки, основание ремешка-застежки которой украшено двумя широкими сердцевидными бляшками (см. рис. 4, 2), аналогичными украшавшим пояс; остальная часть ремешка-застежки покрыта маленькими бляшками, такими же, как та, которая укреплена на дополнительном внутреннем ремешке пояса. Таким образом, очевидно, что четкого разделения бляшек на категории по принадлежности к разным объектам у древнерусского мастера не было и разные виды накладок использовались, прежде всего, исходя из эстетических и конструктивных соображений. Сумка и пояс составляли единый ансамбль, правда, возникнуть это единство могло либо при изготовлении предметов, либо при их ремонте. Второе предположение также имеет право на существование, так как широкие сердцевидные бляшки с геометрическим орнаментом, повторяющиеся на обоих предметах, выглядят несколько чужеродными в наборе пояса. Обращают на себя внимание также их малое число и случайность расположения — одна из них разрывает сплошной ряд накладок с растительным орнаментом (на схеме отмечены крестиком — см. рис. 3). Возможно, процесс изготовления сумки совпал с моментом необходимости починки пояса, и, таким образом, на нем появились бляшки указанного вида.